Тормоза крановые
Тормоза крановые колодочные серии ТКТ применяют для прекращения движения и фиксации в неподвижном состоянии валов, которые имеют тормозной шкив в горизонтальной плоскости, у различного оборудования и механизмов. Для приведения колодки в действие используют электрический магнит короткого хода типа МО, который работает от переменного тока величиной 220В или 380В. Сфера использования кранового тормоза серии ТКТ охватывает:
- Горнодобывающая сфера;
 - Металлургические предприятия;
 - Химические заводы;
 - Заводы по производству железобетонных изделий;
 - Другие предприятия, где эксплуатируют мощные подъемно-транспортные машины.
 
Основные параметры тормозов серии ТКТ, указаны в таблице:
| Тип тормоза | Диаметр тормозного шкива D, мм | Тормозной момент Мт, Нм | Электромагнит МО | ||
| ПВ=25%, | ПВ=100% | Тип | Напряжение, В | ||
| ПВ=40% | |||||
| ТКТ-100 | 100 | 20 | 11 | МО-100 | 220,380 | 
| ТКТ-200 | 200 | 157 | 78 | МО-200 | |
| ТКТ-300 | 300 | 412 | 167 | МО-300 | |
Структура условного обозначения
Структура условного обозначения тормоза колодочного серии ТКТ состоит из следующих основных буквенно-цифровых элементов:
- ТК – тормоз колодочный (наименование изделия);
 - Т – с электрическим магнитом переменного тока марки МО (тип рабочего привода);
 - Х1 – диаметр рабочей поверхности тормозного шкива, выраженная в миллиметрах;
 - Х2 – климатическое исполнение и категория размещения.
 
В зависимости от конструктивных характеристик и типового исполнения, тормоз крановый колодочный производства компании «Резистор КЭМ» может иметь различные параметры цифровых элементов Х1 и Х2.
Применение колодочных крановых тормозов серии ТКТ
 Крановые тормоза применяются в механизмах подъемно-транспортного, дорожно-строительного, металлургического и других видов оборудования.
Тормоза предназначены для остановки и удержания в неподвижном состоянии валов механизмов при неработающем электродвигателе. В устройства колодочного тормоза входят следующие составляющие: электрогидравлический толкатель либо магнит, шток, колодки, пружина, рычажная система, подставка, а также регулировочные винты.
В зависимости от типа используемого привода кранового тормоза колодочные подразделяются на:
- ТКТ-100;
 - ТКТ-200;
 - ТКТ-300.
 
Условия эксплуатации
Условия эксплуатации крановых тормозов серии ТКТ должны характеризоваться следующими параметрами:
- Отсутствие радиоактивного фона или загрязнений окружающего воздуха выше допустимой концентрации;
 - Отсутствие в воздухе предельной концентрации взрывоопасных и пожароопасных веществ;
 - Содержание паров щелочей и кислот должно находиться в допустимых пределах.
 - Допускается резкий перепад температуры окружающего воздуха в допустимых пределах значений;
 
При установке тормозных колодок на механизмах, которые эксплуатируют на открытом воздухе, с целью защиты рабочих элементов колодок от атмосферных осадков и солнечного света дополнительно устанавливают специальный кожух.
Принцип работы
Работу колодочного тормоза ТКТ можно описать следующими режимами:
- При отключенном от питания электрическом магните под воздействием упругих пружин рычаги максимально прижимают тормозные колодки к тормозному шкиву. В этом режиме происходит торможение и фиксация шкива в неподвижном состоянии;
 - При включенном электрическом магните пружины разжимаются, а колодки удаляются от рабочей поверхности тормозного шкива. В этом режиме работы вал электрического привода может свободно вращаться.
 
Особенности работы
Главные преимущества эксплуатации кранового тормоза серии ТКТ:
- Высокий тормозной момент, который не зависит от направления вращения вала;
 - Простая и быстрая регулировка непосредственно на месте установки;
 - Оптимальная геометрическая форма колодки;
 - Высокая степень надежности рычажного механизма;
 - Полная взаимозаменяемость конструктивных элементов;
 - Возможность смены тормозной колодки, без разборки всего тормоза.
 
Конструктивные особенности кранового тормоза
Конструктивно тормозное устройство серии ТКТ состоит из двух главных компонентов:
- Механический привод, который включает основание, пружину, систему рычагов, колодки, регулировочные винты, фиксаторы;
 - Электрический магнит серии МО 100, МО200, МО 300 на переменное рабочее напряжение величиной 220В или 380В.
 
Требования к тормозному шкиву
Колодочный тормоз серии ТКТ монтируют на тормозной шкив, который соответствует следующим условиям:
- Не допускаются дефекты на поверхности тормозного шкива;
 - Твердость тормозного шкива из стали должна составлять не менее 35 HRC по шкале Роквелла, а чугунного не менее 250 НВ;
 - Отклонения формы шкива и величины механических биений не должны превышать допустимых значений;
 - Тормозной шкив должен иметь поверхность с точностью обработки не ниже 4 класса, а степень чистоты не ниже 6 класса в соответствии с ГОСТ 2789;
 - Не допускается наличие на поверхности тормозного шкива машинного масла, растворителей, грязи и других посторонних веществ.
 
Порядок подготовки к работе
После фиксации тормозного устройства на шкив, необходимо выполнить его регулирование. Для этого выполняют регулирование перемещения сердцевины электрического магнита и упругих пружин, обеспечивают равномерность перемещения стоек. При выполнении регулирования придерживаются следующих правил:
- Для обеспечения нормального хода якоря выполняют перемещение штока путем вращения его хвостовика до определенной величины, которая указана в паспорте на изделие;
 - Для равномерного контакта колодок и шкива используют регулирование фиксаторов тормозных колодок;
 - Измерение перемещения якоря выполняют при помощи калибра или другого измерительного инструмента. Для этого их прикладывают к геометрической оси, которая соединяет центр верхних заклепок электрического магнита;
 - Длина пружины должна в полной мере соответствовать конкретному тормозному моменту, который прописан в техническом паспорте на изделие.
 
Электрический магнит МО в обязательном порядке, перед установкой на тормозную колодку, проходит стадию сушки. Подключение электромагнита к схеме питания и управления производят квалифицированные специалисты в соответствии с общей электрической схемой всего механизма.
Техническое обслуживание крановых тормозов
Регулярное техническое обслуживание тормозов колодочных серии ТКТ обеспечивает их длительный срок эксплуатации и высокий уровень надежности. Перечень работ по технической эксплуатации тормозов ТКТ включает следующие операции:
- Ежедневный осмотр хода якоря, износа колодок и отхода колодок лицом, ответственным за работу машины;
 - Регулярная ежемесячная проверка работы рычагов, электрического магнита и скобы, которые должны работать без заеданий и люфта;
 - Регулярная очистка поверхности тормозного шкива от следов коррозии, грязи и других загрязнителей;
 - Проверка длины главной пружины на соответствие рабочим параметрам, которые можно найти в техническом паспорте на изделие;
 - Регулярная проверка величины сопротивления проводов, питающих электрический магнит;
 - Подтяжка болтовых соединений до требуемого момента затяжки. Это позволяет исключить люфт или вибрации в процессе работы колодочного тормоза;
 - Проверка на отсутствие рисок и задиров с глубиной более 1/2 мм на поверхности тормозного шкива. Они могут стать причиной серьезного повреждения тормозных колодок, которые прижимаются к поверхности шкива;
 - Все подвижные части тормозного устройства следует подвергать периодической смазке не реже 1 раза в 30 дней, что обеспечит отсутствие механических заклиниваний и будет способствовать свободному ходу частей.
 
Профилактика повреждений и поломок
Для полноценного, безопасного технического обслуживания, ремонта, осмотра и эксплуатации, следует обращать пристальное внимание на широкий перечень критериев оценки состояния тормоза колодочного:
- В процессе технического обслуживания следует исключить попадание на поверхность тормозного шкива и электрического магнита масла, растворителя и других посторонних веществ;
 - В процессе эксплуатации электрического магнита, он не должен нагреваться более 1050С или шуметь вследствие сильной вибрации;
 - Фиксаторы должны обеспечивать надежную фиксацию колодок в определенном положении, но не препятствовать их перемещению;
 - Температура поверхности тормозного шкива не должна превышать 2000С, что может привести к его повреждению;
 - Следует обращать тщательное внимание на все трещины, сколы и другие повреждения;
 - Транспортирование тормозов серии ТКТ осуществляют любым видом транспорта в соответствии с правилами перевозок на этом транспорте;
 - Допускается хранение тормозов колодочных ТКТ в соответствии с требованиями ГОСТ 15150 при отсутствии воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.
 
Меры безопасности
В процессе эксплуатации тормоза кранового серии ТКТ следует руководствоваться следующими мерами безопасности:
- Все виды работ по предварительной подготовке тормоза колодочного к эксплуатации, его подключение, испытания и опробования следует проводить в соответствии с ГОСТ и правил безопасности при выполнении опасных видов работ;
 - К эксплуатации и техническому обслуживанию тормозов колодочных допускают лиц, которым не менее восемнадцати лет, прошедшие проверку знаний по правилам безопасности, по устройству и принципам работы тормозов, способов возможного устранения неисправностей и путей их предупреждения;
 - Все резьбовые соединения в конструкции тормозов колодочных серии ТКТ должны быть законтргаены, а корпус устройства надежно заземлен;
 - Сопротивление между корпусом тормоза колодочного и заземляющим болтом должно составлять не более 10 мОм;
 - В процессе выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту колодочного тормоза следует выполнять отключение электрического магнита от электрической сети;
 - При установке на место монтажа, тормоз защищают специальным кожухом, который закрывает все подвижные части устройства;
 - В процессе работы тормозной системы строго запрещается производить подтягивание болтов, регулирование хода электрического магнита, тормозной колодки, замеры отхода колодок;
 - Непосредственно перед фиксацией тормозного устройства производят зачистку всех контактных поверхностей от коррозии, окислений и грязи.
 
Комплект поставки кранового тормоза серии ТКТ включает следующие элементы:
- Непосредственно сам колодочный тормоз ТКТ соответствующей серии, который включает электромагнит МО и механическую часть;
 - Технический паспорт на изделие, где описаны основные моменты по техническому обслуживанию, рабочие характеристики и гарантийные обязательства.
 
Технические характеристики кранового тормоза
Климатическое исполнение кранового тормоза У 2. Температура окружающего воздуха от -40 до +40оС. Окружающая среда - невзрывоопасная, не содержащая газов и паров, разрушающих металлы и изоляцию, не насыщенная токопроводящей пылью (например, угольной) или водяным паром. Тормоза колодочные серии ТКТ - с короткоходовыми магнитами МО-100 (МО-200, МО-300) переменного тока для шкивов диаметром от 100 до 300 мм могут применяться в механизмах всех групп режима при резких перепадах температуры окружающей среды. Современные крановые тормоза поставляемые от завода «Резистор КЭМ» в Екатеринбурге на сегодняшний день зарекомендовали себя, как надежные и универсальные стопорные элементы нагруженного промышленного оборудования, в частности грузоподъемной техники. От грамотного выбора тормозных конструкций зачастую зависит не только продуктивность производства, но и безопасность персонала. Если вы хотите купить крановые тормоза для своей подъемной техники, наше предприятие готово предложить вам свою продукцию, отличающуюся:
- Высоким тормозным моментом;
 - Взаимозаменяемостью;
 - Простотой в регулировке.
 
Кроме того, конструкционные особенности наших изделий позволяют заменять колодки без полного разбора всей системы, что значительно экономит время и деньги на сервисное обслуживание.
